Что заставляет нас покупать в одном магазине и проходить мимо другого? Это известные маркетинговые приемы: акции, скидки, распродажи. В этот список привлечения покупателей можно смело включать и торговое освещение. Правильно подобранное, оно расставляет нужные акценты, выделяет, делает яркими предметы. Магазин, освещение которого продумано до мелочей, всегда полон посетителей. Поэтому на устройстве торгового освещения экономить не стоит.
Содержание
Ошибки, которых надо избегать
Важно комплексно подходить к организации света в магазине. Выделять какую-то одну зону не имеет смысла, так как в обслуживании задействована вся площадь. Каждая зона важна, выполняет свои функции. Каковы главные ошибки в организации этого процесса?
- неправильно располагаем источники, что приводит к затемнению пространства, бликам и др.;
- не акцентируем внимание на расчете цветовой температуры ламп;
- не подбираем соответствующую мощность;
- используем устаревшие модели.
Упуская что-то из виду, владельцы торговых точек лишаются большого процента прибыли, теряют поток клиентов. Продумав максимально единожды схему расположения источников света, подобрав лампы, вы сможете создать уютную атмосферу, в которой покупатель легко расстанется с деньгами.
5 главных принципов в организации освещения
Торговый светильник должен располагаться так, чтобы помочь клиентам сориентироваться в пространстве, чувствовать себя комфортно, а сотрудникам — качественно обслужить покупателя. Выделяют несколько правил, по которым должна монтироваться система освещения.
Регулировка уровня освещенности — количество света и его яркость. Определяется стандартами строительной сферы и санитарными нормами, где зафиксирован минимальный показатель. На деле же применяют большие величины на 20-30%. Важно не переусердствовать: яркий свет создает блики, засветы, искажает цветовую палитру. Существуют отдельные показатели для каждой зоны торгового зала:
- касса — 300-500 люкс;
- витрина — 300;
- ряды — 300;
- залы торговые —500;
- продовольственные магазины самообслуживания — 400.
Учет индекса цветопередачи источника, от которого зависит, насколько цвета выглядят естественными. Максимальный показатель в 100% достигается при солнечном свете. Светодиодный торговый светильник выдает 80-90%, что выше обычных ламп. Если показатель ниже 80%, то предметы и изображения будут расплываться, контуры станут нечеткими, цветовая гамма изменится. Величина выше 90% увеличит энергозатраты. Поэтому рекомендуют использовать светильник трековый светодиодный: он даст оптимальный уровень цветопередачи, а возможность движения по треку сделает его мобильным.
Подбор цветовой температуры в зависимости категории товара. Различают три показателя такой температуры:
- «теплый»: спектр желтый, менее 4000 К;
- «нейтральный»: белый, до 5000 К;
- «холодный»: синеватый оттенок, более 5000 К.
Обращайте внимание на коэффициент пульсации осветительных приборов. Чтобы работоспособность сотрудников не снижалась и клиенты не чувствовали дополнительной нагрузки на глаза, этот показатель должен составлять 5%.
Учитывайте светоотдачу светильников, установленных в торговом помещении. Это показатель эффективности устройств, экономичности. Чем он выше, тем меньше энергии затрачивают приборы, при этом не теряя в яркости светового потока. Если купить трековый светильник на светодиодах, то вы получите самые высокие параметры светоотдачи — 160 Лм/Вт.
Приобретайте современные лампы, используйте оригинальные решения в интерьере. Все это поможет привлечь клиента и увеличить прибыль.
Нюансы освещения отдельных зон
Для каждой части пространства существуют свои приемы в расположении и выборе источников света. Эти нюансы помогают выгодно подчеркнуть внешний вид товара, заинтересовать покупателя.
Кассовая зона выделяется ярче, чем основной зал, освещение которого делают на несколько ступеней ниже по показателям. Это сделано, чтобы покупатель мог определить направление движения с выбранным товаром. В этой зоне повышается нагрузка на зрение: нужно считывать информацию с ценника, штрих-кода, вводить данные в компьютер, работать с кассовыми чеками. Поэтому лампы располагают точечно или группами, регулируя по высоте, добавляя антибликовые решетки.
За привлечение клиента к торговой точке отвечает внешний свет на фасаде. После того, как смонтировано освещение, витрина должна выглядеть ярко, акцентировать внимание на основных позициях товара, скидках, акциях и других параметрах, выбранных ключевыми.
Если магазин выходит на улицу, учитывается положение солнца в течение дня, чтобы не создавались блики, в помещении — толщина стекла витрины, размеры.
Категории товара по-разному располагаются на витрине. Чтобы подчеркнуть их преимущества, используйте следующие приемы:
- на мясных витринах ставьте светофильтры, которые уберут синюю, зеленую часть спектра, придадут приятный оттенок продукту;
- для сыра, выпечки оптимальны лампы с цветовой t0=2700 К. С отражателем gold/champagne reflector добавляется желтый спектр, что придает товару золотистый и аппетитный вид;
- овощи, фрукты выделяйте пучком света, расставляйте акценты;
- для мебели, предметов декора, текстиля подойдет «теплая» цветовая температура, для ювелирных украшений — «холодная».
- чтобы выделить баннер, рассчитывайте освещение в пределах 800 Л. Это сделает его заметным на общем фоне.
Торговый центр, освещение которого выполнено с учетом перечисленных требований, будет постоянно привлекать покупателей. Учитывайте нюансы установки искусственного освещения на стадии строительства и ремонта, чтобы избежать избежать дополнительных трат. Сделайте схему мобильной: предусмотрите возможность замены конфигурации, установите треки для светильников, каналы для прокладки дополнительных кабелей и т.д. Учитывая особенности светового решения торговой точки, вы повышаете свою привлекательность и прибыль.