Светильник создан итальянским мастером Вико Маджистретти в 1977 году, и с тех пор культовая лампа остаётся символом концептуального дизайна, где удачно объединились идея с функцией.
Как создавался шедевр
Автору долго не удавалось найти золотую середину. Формы купола и основания бесконечно менялись и подбирались друг к другу. В конце концов Маджистретти остановился на той единственной модели, которая и стала венцом проектирования и буквально с первого выхода в свет завоевала сердца масс.
За основу осветительного прибора дизайнер взял традиционную лампу с абажуром. И хотя база осталась классической, форму и содержание никак не назовёшь типичными. Модель адаптирована к жизни 70–х. Вместо привычного дерева мастер выбрал металл, придав материалу изысканную геометричность. «Заточенную» под карандаш ножку увенчал полукруглый купол, балансирующий на острие, кажется, совсем без креплений.
В первой модели лёгкая «парящая» полусфера была выполнена из полированного алюминия, поверхность которого покрыли тонким слоем напыления. Идея состояла в следующем: в вечернее время световой конус, направленный вниз, должен подчёркивать красоту цилиндра. Чуть позже появилась ещё одна версия из опалового стекла. Этот материал тонко преобразует световой конус, создавая вокруг прибора приятный ореол.
Форма и материал — не единственные инновации. Дизайнерский объект отличает новый тип освещения, не характерный для обычных ламп. Пользователь может задавать сценарии рассеянного и направленного света, варьировать интенсивность потока.
История до создания
Эстетика Вико Маджистретти рождалась из подчёркнуто лаконичных форм, которые только выглядели как простые и привычные в быту предметы. Каждый арт–объект строился на самых передовых для времени технологиях.
Гений мирового промышленного дизайна открыл новую эру бытовых осветительных приборов, укрепив связи между поточным производством и разработчиками. Продумывая каждую деталь до мелочей, он исключил возможность адаптаций и упрощений, втискивания оригинальных проектов в жёсткие рамки конвейерного производства.
Именно Маджистретти сделал итальянский дизайн доступным для масс.
Вещи стали максимально полезными, но не перестали быть стильными.
Всемирное признание
Всего через два года после создания лампа получила Гран–при Compasso d’Oro — это самая престижная награда в сфере промышленного дизайна. Оригинальная модель стремительно «переросла» рамки модного предмета обстановки, став вожделенным объектом для частных и музейных коллекций.
Сегодня светильник выставлен в музее Triennale di Milano, где собраны предметы искусства, в Fuer Kunst und Gewerbe Гамбурга и Die Neue Sammlung Мюнхена, в цюрихском Kunstgewerbe и дюссельдорфском Kunstmuseum, в крупнейшем в Соединённых Штатах музее искусств Philadelphia Museum of Art.
Элегантный светильник Маджистретти это вечная классика, которую можно использовать как в традиционных, так современных интерьерах не только по прямому назначению как осветительный прибор, но и в качестве стильного арт–объекта.